«Назад

О надзоре за биологически активными добавками к пище (БАД)

 


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ 
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 
03.06.2009№ 11
Санкт-Петербург

 
О надзоре за биологически активными добавками к пище (БАД)


Я, Главный государственный санитарный врач по городу Санкт-Петербургу И.А.Ракитин, проанализировав выполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.03.2007 № 8 «Об усилении надзора за производством и оборотом БАД» и материалы государственного надзора за выполнением обязательных требований при производстве и обороте биологически активных добавок к пище (далее – БАД), установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, отмечаю.

В Санкт-Петербурге производством БАД занимается 13 предприятий.

В обороте БАД задействован 1171 объект: 30 организаций торговли, 74 складов хранения и 1067 объектов аптечной сети.

Среди обследованных в 2008 г. организаций, занятых производством и оборотом БАД, нарушения санитарно-эпидемиологических требований были выявлены в 27% (1 квартал 2009 г.-21,4%).

При производстве и обороте БАД чаще всего выявляются следующие нарушения:

 
• отсутствие документов, подтверждающих безопасность поступающего сырья и реализуемой продукции; 
• розничная торговля БАД вне установленных пунктом 7.4.1. СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» объектов, в том числе путем дистанционной продажи и продажи через дистрибьютеров; 
• несоблюдение условий хранения БАД; 
• несоответствие наносимой на этикетку информации требованиям, установленным законодательными актами Российской Федерации. 

Отмечаются случаи отсутствия на этикетке ингредиентного состава БАД, сведений о биологически активных веществах, источником которых является БАД к пище, противопоказаний к применению БАД, информации о том, что БАД к пище не является лекарством.

В 2008 г. по результатам исследований проб БАД:

• по микробиологическим показателям не соответствовали гигиеническим нормативам 0,82% (1 квартал 2009 г.-2,9%), по импортным БАД данный показатель составил 1,7 %; 
• по определению биологически активных веществ исследовано 113 проб БАД, не соответствовавших установленным требованиям не выявлено (в 1 квартале 2009 г. не соответствовали требованиям по содержанию витаминов -4 пробы из 25). 

По результатам выявленных нарушений в 2008 году выдано предписание о снятии с реализации 1 партии БАД объёмом 8 кг., наложено 72 штрафа на сумму 118500 рублей, приостановлена эксплуатация 8 объектов, занимающихся производством и оборотом БАД, в правоохранительные органы направлен один материал по делу о нарушениях законодательства, связанных с оборотом БАД.

В Управление поступают многочисленные обращения граждан с жалобами на недобросовестную практику распространения БАД в части доведения до потребителей недостоверных сведений, вводящих их в заблуждение. 

Так в 2008 г. поступило 104 жалобы (в 2005 г.-28). В качестве обманутых приобретателей БАД чаще всего фигурируют люди преклонного возраста, в том числе инвалиды, склонные легко поддаваться настойчивым уговорам. Подобного рода обращения свидетельствуют о целенаправленных и явно умышленных противоправных действиях в отношении граждан-заявителей со стороны лиц, идентификация которых в некоторых случаях осложнена использованием фиктивных имен и адресов, оценка которым должна быть дана правоохранительными органами.

Управлением были направлены соответствующие обращения в адрес ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, прокуратуру Санкт-Петербурга, для решения вопроса о принятии по представленным материалам адекватных мер реагирования.
Отмечаются факты несоблюдения рекламного законодательства. Ряд хозяйствующих субъектов, используя средства массовой информации, представляют населению заведомо ложную информацию о потребительских свойствах БАД, указывая область применения, не соответствующую записи в свидетельстве о государственной регистрации. Для принятия мер Управлением направлялась информация, а также протокол об административном правонарушении по ст 14.3 КоАП РФ в Управление Федеральной Антимонопольный службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, № 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213; 2007, ст. 3213; 2007, № 46, ст. 5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, № 44, ст. 4984; 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17) и Законом Российская Федерация от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 15.01.1996, № 3, ст. 140, 20.12.1999, № 51, ст. 6287, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 2, 30.08.2004, № 35, ст. 3607, 08.11.2004, № 45, ст. 4377, 27.12.2004, № 52 (часть 1), ст. 5275, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3439, 23.10.2006, № 43, ст. 4412, 27.11.2006, № 48, ст. 4943, 29.10.2007, № 44, ст. 5282, 28.07.2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616) и во исполнение Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ от 20.05.2009 г. №36


ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим ввоз на территорию Российской Федерации, производство и оборот БАД, рекомендуется:

1.1. Обеспечить качество и безопасность БАД в соответствии с законодательством Российской Федерации;

1.2. Реализацию БАД осуществлять строго в соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» в аптечных учреждениях и специализированных магазинах или отделах продовольственных магазинов по продаже диетических продуктов;

1.3. Соблюдать требования по вынесению на этикетку информации, которая согласована при государственной регистрации БАД;

1.4. Не допускать в названиях БАД терминов, а на упаковке рисунков, вводящих потребителя в заблуждение и указывающих на предполагаемую эффективность БАД;

1.5. Принять меры к обеспечению соблюдения законодательства при подготовке рекламных материалов о БАД.

2. Просить ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в целях недопущения незаконного распространения БАД усилить меры по его пресечению в пределах компетенции.

3. Председателю Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга Ю.Ю. Зинчуку:

3.1. Довести до сведения СМИ настоящее постановление, а так же проинформировать их о необходимости соблюдения установленных обязательных требований при распространении рекламы БАД;
 
4. Председателю Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга Ю.А. Щербуку в соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)" принять меры, направленные на недопущение назначения медицинскими работниками БАД в качестве средств, оказывающих лечебный эффект.

5. Главному врачу ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Санкт-Петербурге» Ю.А.Коржаеву обеспечить испытательные лаборатории дополнительным оборудованием для проведения исследования БАД на показатели подлинности.

6.Начальникам территориальных отделов:

6.1. Усилить государственный надзор за производством и оборотом БАД, обратив внимание на соответствие содержания информации о продукте установленным требованиям; 

6.2. При установлении факта незаконного оборота БАД передавать материалы в районные прокуратуры и УВД;

6.3. Проводить в средствах массовой информации разъяснительную работу по вопросам реализации БАД;

6.4. Доложить о проведенной работе до 15.12.2009 г.

7. Начальникам профильных отделов Управления: Г.А. Дмитриевой, Н.С. Башкетовой, Г.В. Герцевой:

7.1. Обеспечить организационно-методическое руководство по надзору за производством и оборотом БАД;

7.2. Организовать проведение Консультативного совета с привлечением правоохранительных органов в части разработки совместных действий по контролю оборота БАД - август 2009г.;

7.3. Проводить в средствах массовой информации разъяснительную работу по вопросам реализации БАД;

7.4. Обобщить и проанализировать информацию территориальных отделов о выполнении данного постановления до 25.12.2009 г.

7.5. Подготовить материалы об исполнении Постановления Главного государственного санитарного врача по РФ от 20.05.09 г. №36 для информирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 29.12.2009 г.;
 

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу Мельцера А.В.

Главный государственный 
санитарный врач по городу Санкт-Петербургу                                                              И.А.Ракитин