«Назад

О защите прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг

Вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не потеряли своей актуальности и в этом году. Тематика Всемирного дня защиты прав потребителей, который ежегодно отмечается  мировой общественностью 15 марта,  в 2012 году снова посвящена данной сфере. Девиз нынешнего года  - «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг».

Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу накоплен немалый опыт надзорной деятельности в этой сфере. Специалисты Управления продолжает проводить последовательную работу в рамках обеспечения защиты прав потребителей на рынке  финансовых услуг,   которая включает  в себя не только контрольно-надзорные мероприятия, но и  консультационную, информационно-просветительскую и координационно-аналитическую деятельность в рамках сотрудничества с Ассоциацией банков Северо-Запада и другими  общественными  организациями. Цель такого сотрудничества – выявление  узких мест и совершенствование  законодательства в данной сфере, а также повышение юридической грамотности потребителей  финансовых услуг.

В результате такого комплексного подхода к обеспечению защиты прав потребителей, активность петебуржцев, получивших те ли иные некачественные  финансовые услуги,   становится все более заметной. За 3 года количество  таких обращений  в Управление  увеличилось  в 4 раза:  в 2011 году  их поступило уже   более 500.

Об усилении работы свидетельствует и  динамика контрольно-надзорных мероприятий и административных мер в сфере оказания финансовых услуг:  за период 2009-2011 гг  количество  проверок  выросло с 29  до 201; административных  расследований  -  с 18 до 56; постановлений  о  привлечении  к  административной  ответственности  - с 24 до  53.  

В результате последовательной деятельности Управления существенно изменилась позиция судов при рассмотрении дел. Удельный вес решений, принятых в  пользу Управления в сравнении с 2009 г  вырос с 36% до 87%. Более  чем в 2 раза  увеличилась сумма штрафов. На  порядок   выросло  количество вынесенных предписаний об устранении нарушений  законодательства. В ходе плановых проверок за 2009-2011г  выдано  29 предписаний,  и лишь одно из них оспаривается  в суде. Все остальные исполнены, типовые формы договоров приведены  в соответствие с действующим законодательством, тем самым пресечены возможные  нарушения прав потребителей при получении финансовых услуг.

В рамках взаимодействия в 2011 г Управление приняло участие в 7 совместных проверках кредитных организаций, проводимых Прокуратурой Санкт–Петербурга. В результате данных проверок в отношении кредитных организаций вынесены предостережения о недопустимости нарушения федерального законодательства. В 2010 – 2011гг Управлением поданы в суд   иски в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Сбербанк России» и КБ «Ренессанс Капитал» (ООО). И хотя решением суда отказано в удовлетворении исковых требований Управления к ОАО «Сбербанк России» о признании противоправными действий по включению в кредитные договоры условий, ущемляющих права потребителей, нарушенные права потребителей были восстановлены  путем  внесения ОАО «Сбербанком России»  изменений в типовые формы кредитных договоров.

За последний год Управлением в  судах  было  дано 63 заключения, в  пользу потребителей  уже  взыскано 750  тыс. рублей. Высокая результативность проверок  Управления, а  также  эффективная  разъяснительная работа позволили увеличить  количество возвращенных  денежных  средств  потребителям  в  досудебном  порядке. За   2011 г 132 потребителям  возвращены в досудебном  порядке денежные средства в сумме 508 тыс. рублей.

Практика показала, что обеспечить  защиту прав потребителей одной контрольно-надзорной деятельностью Управления невозможно без взаимодействия с органами исполнительной  власти, местного  самоуправления  и  общественными организациями.

Для изменения ситуации в сфере финансовых услуг  Управлением совместно  с Ассоциацией банков Северо-Запада проведена большая организационная работа, которая привела к изменению рядом банков условий договора, ущемляющего права  потребителей: из договора  были  исключены штрафные  санкции за досрочное  погашение кредита, взимание  комиссии  за открытие и ведение ссудного счета.